ua en ru

Инициатива Минфина об удешевлении марки акцизного налога спровоцирует рост контрабанды, - эксперты

Министра финансов Александра Шлапака подозревают в лоббировании интересов представителей теневого рынка алкогольной и табачной продукции. Эксперты и чиновники, комментируя инициативу главы Минфина об удешевлении марки акцизного налога за счет снижения ее защитных функций отмечают, что предложенное Шлапаком "удешевление" может сыграть на руку "теневикам" и спровоцировать рост контрабанды и контрафакта в Украине. Таковы результаты расследования журналистов программы "Особый взгляд", выходящей в эфире 5 канала.

"Речь здесь не идет только о сокращении цены на акцизную марку на алкогольные или табачные изделия - существенно будет снижена защита этих марок. Это означает, что если реализуются планы Минфина - повышаются возможности для фальсификации данных марок. К сожалению, контролировать рынок наши фискальные органы, если будет применена схема Шлапака, будут не в состоянии", - отметил народный депутат, член фракции "Удар" Павел Розенко.

В телепрограмме подчеркивается, что Минфин требует удешевления марки за счет элемента, который является основой для системы "Электронная акцизная марка", успешно работающей в Европе и не учитывает возможность снизить цену марки за счет изъятия голограммы, которая малоэффективна, т.к. поддается копированию.

"Существует система в нынешней марке, которая позволяет отследить в автоматизированной системе продукцию, от начала ее производства и до кассы. Все остальные системы они или дороже, или же требуют дополнительного инвестирования, производства. И самое главное - в этой системе убирается человеческий фактор", - отмечает генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.

По оценкам экспертов ежегодно в Украину поступает контрабанды минимум на 10 млрд долл., львиная часть "теневой" продукции состоит как раз из алкоголя.

"Уровень теневого сектора в экономике достаточно большой. По нашим собственным оценкам, в прошлом году он был порядка 150 млрд долл., в то время как в той части экономики, которая находилась на свету, зарабатывалось порядка 170 млрд долл.", - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Экономисты отмечают, что за 20 лет "теневой рынок" алкоголя и табака в Украине удалось снизить вдвое, однако побороть полностью контрабанду и контрафакт можно только системной работой. Реализация такого проекта как Электронная акцизная марка уже помогла не одной стране Европы. К примеру, Болгарии и Румынии в 2005-2006 годах удалось решить колоссальные проблемы с массовым ввозом контрабандной табачной и алкогольной продукции.

По словам экспертов, преимущества новой системы заключаются в том, что она минимизирует человеческий фактор - "заменит" налоговиков, которые сейчас не достаточно старательно выявляют нелегальную продукцию, а также вообще сделает невозможной продажу контрабандного и контрафактного товара в легальных сетях.

Напомним, ранее руководитель Министерства финансов Александр Шлапак в письме на имя главы Государственной фискальной службы Украины Игоря Билоуса предложил существенно удешевить акцизную марку за счет снижения ее защитных функций.

Электронная акцизная марка - автоматизированная система контроля за движением подакцизной продукции - от производителя до конечного потребителя. Она сочетает в себе высокозащищенную акцизную марку, которую так хочет отменить Минфин, и программу администрирования акцизного налога. На каждую акцизную марку наносится уникальный "трек энд трейс" (track and trace) код. Состоит он из графического защитного элемента и QR-кода. Первый позволяет определить подлинность марки, второй - содержит полную информацию о типе подакцизного товара, на которую клеится подакцизная марка.